НСА: повышение эффективности агрострахования возможно только совместными усилиями госорганов и страхового сообщества
Повышение эффективности системы агрострахования – главная задача Национального союза агростраховщиков, с 1 января 2016 г. приступившего к выполнению задачи построения единой централизованной системы агрострахования согласно действующему законодательству. Об этом заявил президент НСА Корней Биждов, комментируя высказывание главы Счетной палаты Татьяны Голиковой на 15-м съезде партии «Единая Россия» 5 февраля.
«Вывод о том, что в России «нет такого эффективного страхования рисков, которого ожидали», для страхового рынка не нов. Именно поэтому страховое сообщество в лице НСА активно поддержало изменения в закон о господдержке агрострахования в 2014 г., которыми с 1 января 2016 г. вводится единая централизованная система агрострахования – основанная на работе единого объединения агростраховщиков, работающего в непосредственной связке с государственными органами и под контролем последних, – заявил президент НСА К. Биждов. – Переход, произведенный в рамках законодательства, нацелен на то, чтобы повысить управляемость, прозрачность системы, в первую очередь исходя из интересов государства и аграриев».
Президент НСА подчеркнул, что «в мировой практике нет таких законов и решений, которые позволили бы в короткий срок, в течение двух-трех лет, выстроить полноценно работающую эффективную систему агрострахования с широким охватом. В Испании этот процесс занял 36 лет, в США – более 20 лет. Россия может значительно ускорить решение этой задачи, используя имеющийся опыт. Несмотря на небольшой охват, механизмы агрострахования уже продемонстрировали работоспособность при ЧС. Так, в 2013 г. при масштабном наводнении на Дальнем Востоке аграрии Амурской области, которые позаботились о страховании своих рисков, на каждый уплаченный рубль получили 27 рублей страхового возмещения – выплаты застрахованным хозяйствам превысили 80 млн. руб. По состоянию на 10.01.2016, в целом за весь период действия закона об агростраховании с господдержкой сельхотоваропроизводители России получили более 11 млрд. руб. страховых выплат.»
В то же время, вопрос стоит о том, что считать ориентиром эффективности системы страхования, отметил К. Биждов. «В частности, в Китае, где господдержка агрострахования развивается с 2007 г., уровень выплат в течение пяти лет действия системы ни разу не превысил 70% от премии, но при этом необходимость работы системы агрострахования не ставится под вопрос», – отметил он.
«Как ранее заявлял НСА, отчет Счетной палаты о ситуации в сфере сельхозстрахования с господдержкой, выпущенный в ноябре 2015 г., указал на основные болевые точки агрострахования: недостаточность ставок и объемов субсидирования, непрозрачность процессов субсидирования, несвоевременное перечисление средств субсидии на оплату страхового взноса региональными органами АПК, – подчеркнул президент НСА Корней Биждов. – Национальный союз агростраховщиков неоднократно заявлял о наличии данных проблем и предлагал способы их решения. В 2016 г. в статусе единого объединения НСА совместно с Минсельхозом, Минфином и Банком России усилит работу по реализации мер по их преодолению.»
НСА согласен с выводом Счетной палаты о том, что целый ряд крупных и средних страховых компаний прекратил работу в сфере сельхозстрахования с господдержкой, в том числе по причине высокой убыточности этого вида деятельности. «Отсутствие баланса между объемом и ставками субсидирования, с одной стороны, и уровнем рисков для сельского хозяйства в субъектах РФ и в целом по стране, с другой стороны, привело к тому, что агрострахование в ряде регионов было выгодно только компаниям, осуществлявшим псевдострахование без приема реальных рисков, классическое страхование было сверхубыточным, – комментирует президент НСА. – В 2015 г. рынок активно очищался от псевдострахования благодаря мерам Банка России, и НСА рассчитывает на продолжение этого процесса.»